Главная » Журнал КАДРОВИК » Архив 2015 » КАДРОВИК №5, май 2015г.

Анонс журнала КАДРОВИК №5, май 2015г.

Рубрика «ТРУД»

А.А. Третьякова, юрисконсульт, г. Алматы

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН

Профессиональные стандарты разрабатываются в помощь работодателю с целью систематизации общих стандартов квалификационных требований, на основе которых разрабатываются должностные инструкции, формируются условия для повышения квалификации работников и проведения их аттестации, формирования системы стимулирования оплаты труда. Для работодателя профессиональный стандарт носит рекомендательный характер и должен использоваться в первую очередь для разработки должностных инструкций и определения конкретной трудовой функции работника.


Рубрика «ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО»

Ю.А. Киселёва юрист, главный редактор журнала «КАДРОВИК», бизнес-тренер по кадровому делопроизводству, г. Алматы

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ КАДРОВОЙ СЛУЖБЫ

По многочисленным просьбам читателей представляем Вашему вниманию перечень обязательных документов кадровой службы со ссылками на законодательные акты Республики Казахстан.


Рубрика «ПЕРСОНАЛЬНЫЕ КОНСУЛЬТАЦИИ»

На вопросы отвечает А.М. Курасова, к.э.н., специалист по вопросам труда и заработной платы, бизнес-тренер, г. Алматы

ВОЗМЕЩЕНИЕ ЗАТРАТ НА ОБУЧЕНИЕ

  • Для повышения квалификации работников работодатель приглашает иностранных инструкторов из других стран, которым возмещает расходы на проезд (авиабилет), питание, проживание и стоимость за предоставленный курс. Также работодатель за свой счет направляет работников в другие регионы и за пределы Казахстана для прохождения курсов повышения квалификации, которым оплачивает расходы за проезд, питание, проживание и курс. Работодатель намеревается установить актом перечень курсов с указанием их стоимости. Как правильно разработать и утвердить матрицу по стоимости курсов и их отработке для работников?

ИЗМЕНЕНИЕ УСЛОВИЙ ТРУДА

  • Организация планирует одно подразделение перевести на бонусирование, т.е. разработать план, который должен выполнять работник, и установить бонусную сетку. Допустим, оклад работника составляет 100 000 тенге. Планируем сделать основной оклад 50 000 тенге и каждый месяц выплачивать бонусы, при условии выполнения утвержденного плана. До настоящего момента у работников не было бонусов, т.е. они выполняли свою работу за установленный оклад. Таким образом, внедрив систему бонусов, но при этом снизив оклад, хотели бы мотивировать работников. Не будет ли это считаться ухудшением условий труда?
  • Ранее на работу были приняты работники вахтовым методом, работодатель покупал им авиабилеты туда и обратно. После изменения условий труда: работники перешли на постоянный график работы (5/2). Работодатель оставил единовременное приобретение авиабилетов туда и обратно 1 раз в год. Теперь работодатель хочет отменить данные льготы. Нужно ли будет работников заранее об этом письменно уведомить, направив уведомления в 2-х экземплярах под роспись о получении?

ДАТА ПРИЕМА НА РАБОТУ ИНОСТРАННОГО РАБОТНИКА

  • Организация получила рабочее разрешение иностранному работнику 06.11.2014, но к работе он приступил 10.12.2014. Работника нужно будет принять на работу 06.11.2014 или 10.12.2014? Если работника оформить 06.11.2014, то при расторжении трудового договора нужно ли брать во внимание 1 месяц, который он не работал, или при выплате компенсации за неиспользованные дни отпуска этот месяц не войдет?

 

На вопросы отвечает В.В. Клева, независимый эксперт по оплате труда, экономист, г. Алматы

ОПЛАТА ЛИСТА ВРЕМЕННОЙ НЕТРУДОСПОСОБНОСТИ

  • С сентября 2014 года работница (медсестра) находилась на больничном, 18 февраля 2015 года ее муж принес лист временной нетрудоспособности, из которого стало известно, что работнице присвоена первая группа инвалидности с 06.02.2015. Как ее табелировать с 06.02.15 и можно ли с ней расторгнуть трудовой договор, т.к. она не может ходить?
  • Как правильно делать расчет длительного листа временной нетрудоспособности (например, производственные травмы, туберкулез и т.д.)? Как определить среднедневной заработок?

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ РАБОЧЕЙ СМЕНЫ

  • В организации сменный график работы.

Первый вариант: сутки через двое по 24 часа. У одного работника получилось 10 смен (240 часов), у второго 11 смен (264 часа), это превышает положенные 40 часов в неделю и 152 часа в январе 2015 года. Можно ли указать в табеле учета рабочего времени такое количество отработанных часов или необходимо придерживаться 40 часов в неделю либо 152 часа в месяц?

Второй вариант: два дня через два по 10 часов. У одного работника 16 смен (160 часов), у другого 14 смен (140 часов), при этом, согласно п. 4 ст. 84 ТК РК, привлечение работника к работе в течение двух рабочих смен подряд запрещается. Как заполнять табель учета рабочего времени в этом случае?

ОПЛАТА ТРУДА ПРИ СМЕННОЙ РАБОТЕ

  • Если работа сменная, должен ли работодатель оплачивать ночные часы, выходные и праздничные дни?

УМЕНЬШЕНИЕ ОБЪЕМОВ РАБОТ

  • В организации уменьшился объем работ. Может ли работодатель отправить работников в отпуск без сохранения заработной платы или оформить на неполный рабочий день на время сложившейся ситуации? Может ли работодатель отправить в отпуск без сохранения заработной платы? Может ли работодатель ввести режим неполного рабочего дня? Как правильно оформить эту процедуру документально, нужно ли уведомление об этом работников и государственные органы?

ПЕРЕВОД

  • Можно ли медсестру 1 категории со средним медицинским образованием по специальности «Лечебное дело» перевести на должность заведующей аптекой?

ПЕРЕРАСЧЕТ РАЗМЕРА ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ

  • Медсестра в 2014 году закончила вуз и получила высшее образование юриста, предоставила диплом. Просит, чтобы ей сделали перерасчет и начали оплачивать за наличие высшего образования. Правомерны ли ее действия?

ПЕРЕРЫВ ДЛЯ КОРМЛЕНИЯ РЕБЕНКА

  • Как рассчитать время на кормление ребенка при рабочем времени с 8.00 до 17.00 часов, обед с 12.00 до 13.00?

 

На вопросы отвечает А.Х. Лобков, юрист, независимый эксперт по трудовым отношениям, победитель конкурса «Бухгалтер–2014» в номинации «Лучший консультант по юридическим вопросам», г. Алматы

ВОЗМЕЩЕНИЕ РАБОТНИКОМ ЗАТРАТ НА АРЕНДУ ЖИЛЬЯ

Работодатель принял на работу молодых специалистов из другого города, снимает за счет собственных средств жилье для этих работников, производит оплату за коммунальные услуги. По договору квартира снята в аренду сроком на один год. Перед работником отдела кадров работодатель поставил задачу – заключить договор взаимной ответственности между работником и работодателем о том, что при расторжении трудового договора работник обязан возместить сумму затраченных на него средств за аренду жилья, пропорционально неотработанному сроку. Как правильно составить такой договор? На какой срок заключать договор? Должен ли работник в случае расторжения трудового договора возвращать сумму денег за аренду жилья?

СОВМЕЩЕНИЕ ДОЛЖНОСТЕЙ

  • Имеет ли право работник у одного работодателя совмещать дополнительную работу по нескольким должностям за дополнительную оплату?

ТЕКУЧЕСТЬ КАДРОВ

  • В штате организации 36 человек. Согласно формуле текучесть кадров должна вычисляться так: 

ТК = Количество работников, уволившихся в отчетном периоде : Среднесписочная численность персонала в отчетном периоде

Уволенных за 2014 год было 7 человек, из них 2 человека по собственному желанию и 5 – по соглашению сторон. Среднесписочная численность персонала в отчетном периоде 36 человек. 

Вопрос: 2/36 х 100 = 5,6 или 7/36 х 100 = 19,4

Есть ли нормативный правовой акт, регламентирующий вопросы текучести кадров в Казахстане? Количество уволенных в отчетном периоде считать только тех, кто ушел по собственному желанию или необходимо всех уволенных считать? 

ПЕРЕМЕЩЕНИЕ РАБОТНИКА

  • Работодатель, в связи с производственной необходимостью, планирует перевести работника, находящегося на должности сборщика алюминиевых конструкций 4 разряда, на должность сборщика изделий также по 4 разряду на постоянной основе. У этого работника имеется доплата за исполнение обязанностей начальника цеха алюминиевых конструкций, в связи с переводом ее хотят исключить. Каковы могут быть последствия в случае перевода работника по п. 2 ст. 47 ТК РК и можно ли ее применить в данной ситуации? 


На вопросы отвечает С.Ш. Кужемуратов, генеральный директор ТОО «Standard-Group Ltd», специалист по безопасности и охране труда, г. Алматы

ПРЕДСМЕННОЕ МЕДИЦИНСКОЕ ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЕ ВОДИТЕЛЕЙ

  • Обязательно ли предсменное освидетельствование водителей для юридических лиц, предоставляющих аутстаффинговые услуги (предоставляющие нетранспортные услуги заказчику, а только водителей), т.к. фактически реализовать предсменное освидетельствование невозможно (три водителя работают у трех разных клиентов)?


Рубрика «ПЕРСОНАЛ»

Н. Краснова, преподаватель МВА,Executive MBA IDEA business school IBS» эксперт в области управления эффективностью, организационного развития и развития human capital, г. Астана

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ

Каждый руководитель мечтает выстроить такую систему управления, которая смогла бы максимально четко отразить эффективность деятельности предприятия. Следовательно, и в части управления персоналом необходимо понимать, насколько эффективна система и что надо сделать, что бы ее эффективность повышалась.

  • Инструменты для оценки эффективности трудовых ресурсов
  • Оценка эффективности системы управления персоналом и HR-службы
  • Примеры


Е.А. Машукова, HR-аналитик, эксперт компании «Дмитрий Чуприна & Партнеры»

ПОСТРОЕНИЕ HR-ОТДЕЛА В КОМПАНИИ

Противоречия в построении HR-отдела побудили меня рассказать о нашем опыте построения таких отделов и показать, каков должен быть результат и материальная отдача. Поскольку никто в бизнесе, никакой отдел или подразделение не имеет права на существование, если не приносит прибыль. К сожалению, 95% HR-специалистов, c которыми я общалась по роду деятельности, не могут ответить на простой вопрос с точки зрения бизнеса: как их подразделение влияет на капитализацию компании?

  • Этапы построения HR-отдела


Компания «HeadHunter Казахстан», г. Алматы 

ОПРОС: ВАКАНСИИ НА МИЛЛИОН

Анализ предложениЙ о работе на hh.kz и вакансии с самым максимальным предлагаемым ежемесячным окладом в каждой профессиональной отрасли.


Рубрика «АВТОМАТИЗАЦИЯ КАДРОВОЙ СЛУЖБЫ»

В.И. Скорикова, финансовый директор ТОО «ИнтерКомпьютерСервис», г. Караганда

ИСПОЛНЕНИЕ НОРМ ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В УСЛОВИЯХ ПРИМЕНЕНИЯ СРЕДСТВ АВТОМАТИЗАЦИИ

 

Рубрика «ОПЛАТА ТРУДА»

  • Среднемесячная номинальная заработная плата в 2015 году
  • Среднемесячная заработная плата по регионам республики в в I квартале
  • Среднемесячная заработная плата по видам экономической деятельности в I квартале 2015 года


Рубрика «ПРАВОВАЯ БАЗА»

  • Закон Республики Казахстан от 06 апреля 2015 года № 299-V ЗРК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам здравоохранения»
  • Закон Республики Казахстан от 17 марта 2015 года № 293-V ЗРК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам оптимизации и автоматизации государственных услуг в социально-трудовой сфере»
Контакты
Адрес редакции:
050062, г. Алматы, ул. Утеген батыра, 76 «Д», оф. 303.
Тел./факс: +7 (727) 247-70-52, тел.: +7 (727) 296-98-40; моб.: +7-705-711-5145, +7-702-492-0878;

e-mail: kadry_t@mail.ru,
kadry2_t@mail.ru
Ссылка
Сайт Zarplata.kz - работа в Казахстане: вакансии, резюме